XXIII Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия—Сибирь—Европа»

bg-afisha

03

сентября

ср,  19:00

03сентября

ср,19:00

Фестиваль «Азия—Сибирь—Европа». Открытие. Гала-концерт
Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского (ул. Перенсона, 2)

Исполнители: • Римма Бенюмова (скрипка, Россия) • Александр Рамм (виолончель, Россия) • Артур Ансель (фортепиано, Франция) • Ян Цзин (пипа, Китай) • Дирижер: Хаожань Ли (Китай) Посвящается Году культуры России и Китая. Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского (ул. Перенсона, 2)

Фестиваль «Азия—Сибирь—Европа». Открытие. Гала-концерт

Году России и Китая посвящается

Исполнители:

Фестивальный симфонический оркестр в составе:

Красноярский камерный оркестр, артисты оркестра Театра оперы и балетаи Красноярского академического симфонического оркестра

Солисты:

Римма Бенюмова (скрипка, Россия)

Александр Рамм (виолончель, Россия)

Артур Ансель (фортепиано, Франция)

Ян Цзин (пипа, Китай)

Дирижер - Хаожань Ли (Китай)

Программа:

Александр Бородин «Половецкие пляски»

Людвиг ван Бетховен Тройной концерт до мажор, соч. 56 для фортепиано, скрипки, виолончели и оркестра

Чжао Цзипин Концерт № 2 для пипы с оркестром (впервые в Красноярске)

Шаошэнь Ли «Размышления о Монголии» (впервые в Красноярске)

О концерте

Нежный доверчивый шепот пипы, дикие пляски кочевников, сочетание традиционных народных музыкальных элементов с современными композиционными приёмами, мощь бетховенского Тройного концерта… Всё это о концерте-открытии XXIII фестиваля «Азия – Сибирь – Европа», где в поединке-содружестве сойдутся две великие музыкальные культуры Востока и Запада. Программу под руководством дирижера Хаожаня Ли исполнят блистательные солисты России, Франции и Китая: Римма Бенюмова (скрипка), Александр Рамм (виолончель), Артур Ансель (фортепиано), Ян Цзин (пипа).

Впервые в Красноярске прозвучат сочинения двух современных выдающихся композиторов Китая: Чжао Цзипина и Шаошеня Ли. Чжао Цзипин — знаковая фигура в китайской культуре ХХ–ХХI столетий. Всемирную славу композитору принесло творческое сотрудничество с кинорежиссером Чэнь Кайгэ. Его музыка стала неотъемлемой частью как национального, так и мирового кинематографа, а также важным вкладом в развитие художественной песни на основе древней поэзии Китая.

Впервые в Красноярске выступит всемирно известная исполнительница на пипе Ян Цзин. Вместе с фестивальным оркестром она исполнит всероссийскую премьеру Концерта №2 для пипы с оркестром Чжао Цзипина.

Пипа — струнный щипковый музыкальный инструмент, типа лютни. Один из самых древних классических инструментов Китая. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте и состоит из двух иероглифов, первый из которых означает удар по струнам пальцами сверху вниз, а второй — снизу вверх. «Звуки сплетаются воедино, падая градом крупных и мелких жемчужин на нефритовое блюдо», - так описывает звучание инструмента древний китайский поэт Бо Цзюйи. Богатые технические и тембровые возможности пипы позволяют исполнять на ней как сольные произведения, так и в сопровождении оркестра.

В произведении Шаошэня Ли, одного из самых ярких композиторов нового поколения Китая, предстанет звуковая эпопея длиною в пять тысяч лет китайской истории и протяженностью в восемь тысяч ли.

Найдется место в программе и важнейшей теме древнерусской истории – в концерте прозвучат «Половецкие пляски» Александра Бородина.Музыкой Людвига Ван Бетховена будет представлен не только венский классицизм, но и важная идея фестиваля – идея объединения. Её олицетворением станет Тройной концерт, в первой редакции масштабно обозначенный Бетховеном как «GrandConcertoConcertant». Бетховен в этом произведении отвел центральные роли трем солистам – пианисту, скрипачу и виолончелисту. Привычный для этого жанра дух состязательности уступит в нем место единению и ансамблевой гармонии между музыкантами.

Об исполнителях:

Дирижер — Хаожань Ли (Китай)
Дирижер — Хаожань Ли (Китай)
Хаожань Ли (Китай) — дирижер, выросший в семье музыкантов. С раннего детства обучался игре на фортепиано, а в 10 лет дебютировал на сцене. Окончил Центральную консерваторию в Пекине и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине. Участвовал в мастер-классах выдающихся дирижеров, включая Даниэля Баренбойма, Геннадия Рождественского и Сейдзи Озаву.

Сотрудничал с Национальным центром исполнительских искусств в Пекине, а также выступал с ведущими оркестрами Европы, Азии и Северной Америки, включая Немецкий симфонический оркестр Берлина, Филармонический оркестр Джордже Энеску и Симфонический оркестр Мариинского театра. В 2023 году дебютировал в Королевском театре Копенгагена и продирижировал «Травиатой» и «Ариадной на Наксосе» в Мариинке.

Лауреат престижных конкурсов, включая III премию Международного конкурса имени Рахманинова (2022) и победу на конкурсе Jeunesses Musicales (2014). Финалист конкурса дирижеров в Безансоне (2019) и обладатель специального приза Филармонического оркестра Радио Франс (2018).

Римма Бенюмова (скрипка, Россия)
Римма Бенюмова (скрипка, Россия)
Римма Бенюмова (скрипка, Россия) родилась в Сибири в 1993 году в музыкальной семье и начала играть на скрипке в возрасте пяти лет. Первым её педагогом был отец — Михаил Бенюмов, позже она продолжила обучение в Берлине у Томаша Томашевского, Ульфа Валлина и закончила аспирантуру в классе Бориса Кушнира в Вене.Римма является лауреатом крупных международных конкурсов имени Виктора Третьякова, Шёнфельда, Давида Ойстраха и Антона Рубинштейна, а так же трехкратной золотой медалисткой Дельфийских Игр.Ведет активную концертную деятельность как солистка и камерная исполнительница, и в роли концертмейстера ведущих оркестров. В настоящее время она занимает должность второго концертмейстера Франкфуртского радиооркестра. Работала с такими дирижёрами, как Даниэль Баренбойм, Зубин Мета, сэр Саймон Рэттл, Кристиан Тиллеман, Даниэль Гатти, Теодор Куррентзис и другие. Она также исполняла обязанности концертмейстера в Staatskapelle Berlin, Саксонской государственной капелле в Дрездене, Дрезденском филармоническом оркестре и регулярно выступает с различными оркестрами за рубежом на известных мировых сценах, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинскую филармонию, Золотой зал Музикферайна в Вене, Большой зал Московской консерватории, Фестшпильхаус в Зальцбурге и дворец Бельвю в Берлине.В разные годы российская скрипачка была отмечена стипендиями от фонда AD Infinitum в Берлине, Фонда имени Оскара и Веры Риттер в Гамбурге, фонда Yamaha в Европе, Немецкого национального фонда, Фонда Оттилли-Сельбах-Редслоб. Является членом фонда Yehudi Menuhin Live Music Now.

Александр Рамм (виолончель, Россия)
Александр Рамм (виолончель, Россия)

Александр Рамм (виолончель, Россия) родился в 1988 году во Владивостоке. Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского и Берлинской высшей школы музыки им. Ханса Эйслера, он совершенствовался под руководством таких мастеров, как Наталия Шаховская и Франс Хельмерсон. Лауреат множества престижных конкурсов, включая Международный конкурс им. П. И. Чайковского (II премия, 2015) и Международный конкурс виолончелистов Фонда Пауло (III премия, 2013), Рамм стал первым российским музыкантом, удостоенным звания лауреата в Хельсинки.Музыкант активно выступает на крупнейших мировых сценах, включая Консертгебау, Парижскую филармонию, Симфони-холл в Бирмингеме и Концертный зал Чайковского в Москве. Сотрудничает с ведущими дирижерами и музыкантами, такими как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Денис Мацуев и Вадим Репин. Особое внимание уделяет выступлениям в отдаленных городах России, где доступ к классической музыке ограничен.В 2018 году Александр записал диск с сюитами Бриттена, отмеченный премией «Выбор слушателей» Виолончельного фонда Нью-Йорка. В 2023 году он стал одним из самых молодых членов жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Его интерпретации славятся выразительностью и глубиной, а феноменальная техника и уникальный стиль исполнения завоевали признание критиков по всему миру.

Артур Ансель (фортепиано, Франция)
Артур Ансель (фортепиано, Франция)
Артур Ансель (фортепиано, Франция) родился в 1981 году в Париже и начал обучение музыке в три года. Выпускник Парижской нормальной школы музыки им. Альфреда Корто, он стажировался у Миры Евтич и Людмилы Берлинской. Артист выступал на престижных мировых площадках, включая Карнеги-холл, Кеннеди-центр и Уигмор-холл. Активно популяризирует современную академическую музыку, сотрудничая с композиторами Джоном Корильяно, Филиппом Эрсаном и Брюно Мантовани. Кроме того, он создает фортепианные переложения симфонических произведений.С 2011 года Ансель выступает в дуэте с Людмилой Берлинской. Музыканты записали множество альбомов на Saphir Productions и «Мелодии». Среди их работ – переложения произведений Чайковского, Прокофьева, Сен-Санса и Листа, а также тематические сборники, такие как Belle Époque (Дебюсси, Рейнальдо Ан и др.) и Russian Last Romantics (Метнер, Глазунов, Рахманинов). В 2024 году они выпустили новый альбом Passage secret с музыкой Бизе, Равеля и Форе. Дуэт регулярно выступает в Концертном зале Мариинского театра.Помимо дуэта, Ансель записал два сольных диска: с произведениями Шопена и Дютийё (2016) и сонатами Гайдна (2018). С 2013 года он является художественным руководителем музыкального фестиваля La Clé des Portes во Франции.

Ян Цзин (пипа, Китай)
Ян Цзин (пипа, Китай)
Ян Цзин (пипа, Китай) — выдающаяся солистка-виртуоз игры на китайской пипе, профессор Китайской консерватории и председатель Специального художественного фонда им. Лю Дэхая. Она является музыкальным руководителем Камерного оркестра имени Ян Цзин и сотрудничает с ведущими оркестрами мира, такими как Хьюстонский камерный оркестр и Российский национальный оркестр. За свою карьеру артистка выступала более чем в 50 странах на крупнейших мировых фестивалях.

Ян Цзин начала обучение игре на пипе у своего отца, а затем продолжила у мастеров Лю Дэхая, Чжан Пинчжоу и Ян Дацзюня. Исполнительница сочетает виртуозную технику с уникальной музыкальной выразительностью. Она выпустила многочисленные альбомы, включая «Chasing the Sun» и «Qilian Rhapsody», а также записи камерной музыки. Её вклад в развитие народной музыки был отмечен рядом престижных наград, включая кубок за особые достижения на Всекитайском музыкальном форуме.

Кроме исполнительской деятельности, Ян Цзин активно занимается педагогикой и научной работой. Её учебные курсы и публикации, такие как книга «Курс камерной музыки на китайской пипе», получили признание за вклад в развитие искусства. Ян Цзин с 1980-х годов принимала участие в ряде художественных музыкальных экспериментов, в результате чего в 2006 году основала свой камерный оркестр, а в 2008 году — камерный оркестр Запретного города. Данные музыкальные проекты стали своего рода площадкой для исследования роли национальной культуры в современной камерной музыке, влияние на неё других культур и течения времени.

О фестивале

XXIII Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия-Сибирь-Европа» пройдет в Красноярске с 3 по 15 сентября 2025 года.

Фестиваль откроется Гала концертом, посвященным Году культуры России и Китая. Укрепляя двусторонние связи в сфере культуры между Россией и Китаем после триумфального выступления Харбинского симфонического оркестра под управлением маэстро Мухая Тана в Красноярске на XXII-ом фестивале, Красноярский камерный оркестр выступил с ответным визитом в Харбинев августе этого года на XXXVII Китайском музыкальном фестивале «Харбинское лето».

Форум 2025 года объединит звезд классической музыки семи стран: России, Китая, Казахстана, Монголии, Италии, Франции и Австрии. Концерты фестиваля пройдут в Театре оперы и балета, Малом концертном зале имени И. Шпиллера, Художественном музее имени В. Сурикова.

Фестиваль уникален своей многоликой жанровой палитрой. Приглашенные артисты предстают перед публикой в разных амплуа: солисты, дирижёры, композиторы, камерные исполнители и педагоги мастер-классов.

Ежегодно фестиваль знакомит красноярцев с аутентичными, историческими инструментами разных стран. В 2025 году ими станут: средневековый барочный струнный инструмент лютня и ее разновидность - теорба, национальные инструменты Монголии - морин хуур, ятга, лимбэ, хэнгэрэт, цан.

Фестиваль «Азия-Сибирь-Европа» - музыкальный мегапроект, где Сибирь выступает центральным связующим звеном, мостом, соединяющим две великие мировые культуры Востока и Запада.

Организатором и участником фестиваля является Красноярский камерный оркестр. Художественный руководитель фестиваля – заслуженный деятель искусств РФ Михаил Бенюмов. Директор фестиваля – заслуженная артистка РФ Лариса Маркосьян. Фестиваль проходит под патронатом Главы города Красноярка. Учредитель фестиваля – главное управление культуры администрации Красноярска.