Музыка в музее
Музыка в музее
К 185-летию Петра Чайковского
16 февраля 17.00 Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова (ул. Парижской коммуны, 20)
Исполнители:
Красноярский камерный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный деятель искусств РФ Михаил Бенюмов)
Солисты – заслуженные артисты Красноярского края Марина Гаджиева (скрипка) и Илья Николаев (виолончель)
Дирижер – заслуженный деятель искусств РФ Михаил Бенюмов
В программе:
П. Чайковский
«Воспоминание о Флоренции» (1 часть)
«Вариации на тему рококо»
«Мелодия»
В 2025 году исполняется 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. И в этот вечер в стенах старинного особняка среди шедевров живописи прозвучит музыка главного русского композитора, чье имя навсегда вписано в мировую культуру.
«Воспоминание о Флоренции» – камерный шедевр, созданный Чайковским в 1890 году. Композитор начал работу над произведением во время своего пребывания в Италии, где он проводил зимние месяцы. Именно там, в солнечной Флоренции, он черпал вдохновение, наслаждаясь красотой города и его атмосферой. Однако окончательно сочинение было завершено уже в России, летом 1892 года, в уединении имения Клиново.Это произведение – удивительное сочетание итальянской легкости и русской душевности. В нём слышны радость и свет южной природы, но также чувствуется глубокая эмоциональная насыщенность, свойственная позднему творчеству Чайковского.
Вариации на тему рококо стали первым произведением Чайковского, в котором композитор творчески переосмыслил образное содержание и черты стиля музыки 18 века. В музыкальном наследии Чайковский имеются и другие стилизации такого рода: это «Моцартиана», Пастораль из оперы «Пиковая дама», «Флорентинский секстет». Композитор избрал «по-моцартовски» камерный состав оркестра. Оркестровая фактура отличается прозрачностью, ясностью, мелодические линии партий инструментов оркестра – тонкостью и выпуклостью. Борис Асафьев тонко и чутко охарактеризовал «Вариации» следующими словами: «В них звучит обаяние приветливо встречающей мир души композитора, а чарование звучности ласково окутывает волю, как плющ ствол дерева, и заставляет ее подчиниться нежно и томно реющим вокруг звуковым видениям-образам. И здесь виртуозность склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания». 6+