Фестиваль 2024

bg-afisha

09

September

mon,  7 p.m.

09September

mon,7 p.m.

"Азия-Сибирь-Европа". Мастера барокко. Вечер Трио-сонат.
Художественный музей им. В.И. Сурикова

"Азия-Сибирь-Европа". Мастера барокко. Вечер Трио-сонат.

В 18.15 в музее состоится встреча с известным музыкальным журналистом, обозревателем радиостанции «Орфей», автором многочисленных передач и статей о музыке Йосси Тавором. В этом году Йосси Тавор станет проводником в мир музыки Международного фестиваля «Азия – Сибирь – Европа». Перед концертом он расскажет о приглашенных звездах фестиваля, композиторах и истории создания сочинений, которые прозвучат в концерте.

Солисты:

  • Ирина Стачинская (флейта, Москва)
  • Марина Гаджиева (скрипка, Красноярск)
  • Максим Новиков (виола, Москва)
  • Михаил Блехер (клавесин, Санкт-Петербург)
  • Илья Николаев (виолончель, Красноярск)

В программе:

А. Вивальди –Трио-соната «La Follia»

Ж.-М. Леклер –Соната для флейты №1 ми минор

И.С. Бах –Трио-соната соль мажор (BWV 1039)

Ж.Ф. Рамо – Пьесы для клавесина в концертах. Концерт №3 ля мажор для клавесина, скрипки и виолончели Г.Ф. Телеман Соната для скрипки, флейты, альта, виолончели и клавесина ре мажор.

Эпоха барокко – эпоха расцвета инструментального исполнительства. Неслучайно ее называют «золотым веком трио-сонаты». Интересный вопрос: сколько музыкантов исполняют трио-сонату? Казалось бы три. Но, нет! Для трио-сонаты необходимы минимум четыре исполнителя: два верхних голоса (например, две скрипки или скрипка и флейта) и группа basso continuo (это хотя бы один инструмент, способный воспроизводить аккорды, например, клавесин, орган или гитара). Кроме того, может быть включено любое количество инструментов, играющих в басовом регистре, таких как виолончель, контрабас, бас-виола или фагот. Для композиторов XVII и первой половины XVIII веков музыка становится чем-то вроде трибуны. Одни провозглашают с нее незыблемость Божьего закона, другие – обращают свои речи к страстям человеческим. В Италии, Германии и Франции свои сочинения одновременно пишут Вивальди, Бах, Телеман, Рамо и Леклер. Все они, так или иначе, повлияли друг на друга. Бах ощущал себя не изолированным гением, возвышающимся над своими современниками, но прежде всего неотъемлемой составной частью великой музыкальной традиции, к которой принадлежал. И секрет потрясающей оригинальности, неповторимости, новизны его музыки – именно в том, что он не отказывался от прошлого, но опирался на опыт своих предшественников, к которым относился с благоговением. Телемана Бах знал лично, он собственноручно переписывал его кантаты. Для учеников делал транскрипции скрипичных концертов Вивальди. Пути Рамо и Леклера тоже пересекались. Они работали при дворе Людовика XV: Рамо – композитором, Леклер – придворным скрипачом. И даже умерли в один год – 1764й. О чем переживали современники? Какие диалоги вели инструменты в их музыке? Что языком звуков рассказывали они в своих трио-сонатах? Узнаем в программе этого вечера.

О солистах:

Ирина Стачинская одна из самых ярких флейтисток России, хорошо знакома красноярцам по выступлениям в прошлых сезонах. Вместе с Красноярским камерным оркестром она принимала участие в программах «Золотая флейта», «Три Баха», «Музыкальные телепортации».Ирина родилась в семье музыкантов. Начала заниматься на флейте с шести лет. В 10 лет она уже завоевала I премию на международном конкурсе в Афинах, в 15 поступила в Академию музыки имени Гнесиных, в 17стала самой молодой солисткой Академического симфонического оркестра Московской филармонии. В 2017 году под руководством Жана Феррандиса Ирина окончила аспирантуру Высшей школы музыки имени Альфреда Корто (Париже). Среди побед: I премия конкурса «Классическое наследие» (Москва), золотой диплом Международного конкурса «Music Golden Trophy» (Нью-Йорк), III премия конкурса флейтистов Максенса Ларрие (Ницца). С 2014 года Ирина представляет фирму Powell, играя на изготовленной специально для нее золотой флейте в 14 карат.

Марина Гаджиева – заслуженная артистка Красноярского края– выпускница КГАМиТ (ныне – СГИИ имени Д. Хворостовского) по классу профессора М. Бенюмова.С 2010 года – первая скрипка Красноярского камерного оркестра. В качестве солистки Марина с равным мастерством исполняет музыку от эпохи барокко до наших дней. Она лауреат многочисленных международных конкурсов, участница международного оркестра Бах-академии, с которым гастролировала в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Чили. В настоящее время работает в институте старшим преподавателем кафедры струнных инструментов.

Михаил Блехер – музыкант-исполнитель с тридцатилетним стажем работы в оркестрах и ансамблях города Санкт-Петербурга. С 1992 года-постоянный клавесинист в ансамбле старинной музыки « Новая Голландия» и с 1997 года-клавесинист и пианист в Камерном оркестре « Дивертисмент».В составе профессионального ансамбля старинной музыки « Новая Голландия» с начала 90-х годов, будучи еще студентом Ленинградской консерватории, Михаил увлекся изучением музыки эпохи барокко и игрой на клавесине. С этого времени, исполнение музыки этого временного периода является главной и существенной частью его творческого пути.В течение более чем 20-ти лет, в составе ансамбля старинной музыки « Новая Голландия» , музыкант бессменно участвует в ежегодном абонементе «Штакельберговские пятницы» , где исполняется огромный пласт «старой» музыки-от Средневековья до Венской классики.

Михаил Блехер- многолетний участник большого количества концертов и фестивалей в России и за рубежом в составе ансамблей « Barocco consort”, “The Pocket Simphony, “ Ремолино”, « Новая Голландия», Фестивального оркестра «Константиновский», камерного оркестра « Дивертисмент».В Малом и Большом залах Петербургской филармонии одним из самых ярких и запоминающихся стало для Михаила исполнение осенью 2022 года шести Брандербургских концертов И.С. Баха в составе камерного оркестра «Дивертисмент» с прекрасными солистами -инструменталистами ПетербургаВ течение последних пяти лет Михаил Блехер в качестве клавесиниста участвовал в концертах и записях компакт-дисков победителей детского Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик».Михаилом записано большое количество компакт-дисков в составе многих оркестров и ансамблей, среди которых-три диска со знаменитым скрипачом Зиновием Винниковым ( Нидерланды) с малоизвестными концертами Антонио Вивальди, диск с солистами-фаготистами Мариинского театра ,несколько дисков с интереснейшим репертуаром в составе камерного оркестра «Дивертисмент» под управлением Заслуженного артиста России Ильи Иоффа, три диска русской вокальной музыки с прекрасными певицами Верой Чекановой (сопрано) и Яной Коршиковой (меццо).С 2016 года Михаил Блехер преподает класс клавесина в Музыкальном Училище имени Римского-Корсакова. Многие его студенты продолжают учебу в лучших музыкальных ВУЗах России и Европы.

Максим Новиков –выпускник Московской Консерватории Максим Новиков зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор и классических, и современных произведений, многие из которых прозвучали впервые именно в его исполнении. Композиторы Толибхон Шахиди, Георгий Пелецис, Роберто Ди Марино и др…, посвятили Новикову свои сочинения для альта.

Он сотрудничал с такими музыкантами, как Кирилл Петренко, Полина Осетинская, Сергей Крылов, Светлана Навасардян, Константин Орбелян, Александр Рудин, Евгения Лисицына, Яков Кацнельсон, Борис Андрианов, Дмитрий Илларионов, Джан Гуоюн, Эн Шао, “Трио имени Хачатуряна”, “Кусс-Квартет” и др...Как солист Новиков выступал с ГАСО им.Светланова, Оркестром Мариинского театра, Красноярским Академическим Симфоническим Оркестром, Тюменским Филармоническоим Оркестром, Оркестром Пермского театра оперы и балета, Симфоническим Оркестром Северо-Кавказской Филармонии имени В.И.Сафонова и др….Созданный Максимом Новиковым и Валентиной Борисовой дуэт Stanza стал победителем V Международного фестиваля-конкурса им. В. Дуловой (2011).Альтист играет на принадлежащем ему инструменте работы Энрико Черути.

Илья Николаев - заслуженный артист Красноярского края, выпускник КГАМиТ (ныне СГИИ им. Д Хворостовского) по классу доцента Татьяны Лисенковой. Продолжил обучение в ассистентуре-стажировке в классе профессора Михаила Бенюмова. Будучи лауреатом всероссийских и международных конкурсов, уже более 20 лет Илья является концертмейстером группы виолончелей Красноярского камерного оркестра. В качестве солиста выступал на престижных концертных площадках городов России и Европы: Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Норильск, Париж, Куршевель (Франция), Кремона (Италия).Регулярно проводит мастер-классы, входит в состав жюри музыкальных конкурсов города и края. Более пяти лет преподает на кафедре оркестровых струнных инструментов СГИИ имени Д. Хворостовского.