Вперед в прошлое: от романтизма к необарокко
Исполнители:
Красноярский камерный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный деятель искусств РФ Михаил Бенюмов
Солисты:
Андрей Бардин (орган)
Сергей Газизуллин (литавры)
Дирижер – Мария Бенюмова
Программа:
А. Дворжак. Серенада для струнных.
Ф. Пуленк. Концерт для органа, литавр и струнного оркестра соль минор
В программу концерта включены сочинения, очень разных, на первый взгляд, композиторов: Антонина Дворжака и Франсиса Пуленка. Но, если внимательнее познакомиться с жизнью и творчеством двух самых обаятельных композиторов Европы, нитей, связывающих их, окажется достаточно много.
Великий сын чешского народа - так соотечественники называют Дворжака - одного из основоположников национальной композиторской школы. Дворжак не только любим у себя на Родине, он считается одним из самых известных чехов всех времен: его творчество уже при жизни было по достоинству оценёно не только в Европе, но и во всем мире. В своих произведениях он сочетал традиции венской классики, романтизма и самобытность чешской музыкального искусства. Его музыка изобретательна, неповторима и очень красива.
Франсис Пуленк – «истинный парижанин», «дитя Парижа». По мировой известности и значению Пуленк несомненно принадлежит к композиторам-лидерам, классикам XX века. Его музыка в России исполняется не часто, а вот на родине, во Франции, относятся с таким же благоговением, как в нашей стране — к Чайковскому. Франсис Пуленк был членом знаменитой «Шестёрки», куда входили композиторы, защищавшие национальную специфику музыкального языка от иностранных влияний. В народной традиции Пуленка интересовала не столько этнография, а простота и мелодика. Его исторические аллюзии были связаны с барокко и классицизмом.
Серенаду для струнных Антонин Дворжак создал в 1875 году — счастливую пору первых творческих побед и семейной гармонии. Она написана на одном дыхании: первые эскизы датируются 3 мая, а 14 мая партитура была закончена. Живой авторский стиль Дворжака сочетается с классической прозрачностью и ясностью, унаследованных от корифеев жанра инструментальной серенады - Гайдна и Моцарта.
Монументальный Концерт для органа, литавр и струнного оркестра - одна из самых масштабных и сложных работ Пуленка. Он был создан, когда, по словам самого автора, в нём «проснулся потомок суровых и богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных горестей». Композитору понадобилось почти четыре года, чтобы представить в 1938 году сочинение, отсылающее слушателя к великим страницам мировой музыкальной истории. Ранее Франсис Пуленк никогда не сочинял для органа, поэтому, перед тем как приступить к работе, изучил шедевры барокко Иоганна Себастьяна Баха и Дитериха Букстехуде. Концерт для органа, литавр и оркестра написан в стиле необарокко, в котором Пуленк ведет диалог с гениями прошлого: Бахом и Букстехуде, а также Моцартом и Чайковским.
За дирижерским пультом – Мария Бенюмова. Мария начала свое образование в Красноярске. Продолжила изучать оркестровое и хоровое дирижирование в Фольквангском университете Эссена и Университете музыки и театра Мюнхена. До 2022 года работала дирижером и руководителем хора в театрах Крефельда и Мёнхенгладбаха. Дирижировала операми «Летучая мышь», «Волшебная флейта», «Норма», «Сивильский цирюльник», «Бал маскарад» и другими. Под ее руководством Нидеррейнский симфонический оркестр исполнил шедевры хоровой музыки: Мессу до минор Моцарта, Мессу до мажор Бетховена, Мессу ми бемоль мажор Шуберта. В качестве приглашенного дирижера работала с Новым филармоническим оркестром Вестфалии, Бетховенским оркестром Бонна. После успешного дебюта с филармоническим оркестром города Йена в прошлом сезоне, ассистировала главному дирижеру оркестра Симону Гауденцу в записи 6, 7, 8 симфоний Малера. Прошла курс «Дирижер как драматург» в рамках программы Britten Pears Young Artist в сотрудничестве с Королевским оперным театром Великобритании. Является одним из 12 дирижеров, финансируемых стипендией Карлоса Мигеля Прието. Участник американской программы развития женщин дирижеров TAKI-Alsop Fellowship. С 2016 года Мария активно сотрудничает с Красноярским камерным оркестром: ее внимание сосредоточено на произведениях классико-романтического камерного репертуара. Среди ярких моментов этого сотрудничества - концерты в рамках фестиваля «Азия – Сибирь – Европа», в том числе и с такие известными солистами, как народная артистка СССР, пианистка Элисо Вирсаладзе.
Два отделения
Продолжительность 1 час 30 минут
6+