Танцевальная музыка народов мира
Исполнители:
Красноярский камерный оркестр
Дирижёр - заслуженный работник культуры Красноярского края Леонид Жуковский
Европа. Вторая половина XIX века. В светские музыкальные салоны и концертные залы врывается мощной волной народная музыка -- венгерские чардаши, польские мазурки, чешские польки… Обработанные для концертного исполнения, они очень быстро становятся гвоздями программ. Эта музыка отличается от того, что слушала светская публика ранее – задорные, зажигательные танцевальные мелодии очаровывают и берут в плен мгновенно. И это не случайно: танец – душа народа, отражение лучших сторон его характера и самобытности. Почти все видные композиторы второй половины ХIХ – начала ХХ века были увлечены народными мелодиями.
Венгерские танцы Иоганнеса Брамса – необыкновенная для классического восприятия музыка. Каждое произведение уникально тем, что передает многогранность национального венгерского колорита. Свобода и темпераментность захватывают слушателя с первого звука. «Венгерские танцы» - сборник музыкальных произведений, состоящий из четырех тетрадей. Отсутствие чёткой нумерации позволяет подчеркнуть, что автором является народ, а композитор всего лишь интерпретатор.
Эдвард Григ был активным собирателем норвежского фольклора, на основе которого были написаны народные танцы, песни, музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». В европейской музыке XX века с именем Белы Бартока связана целая эпоха развития национальной музыкальной культуры.
Румынские народные танцы – сюита из шести пьес Бартока, в ее основе -- подлинные румынские мелодии из Трансильвании, первоначально исполнявшиеся на скрипке или пастушеской флейте. Композитор записал их в деревнях.
«Славянские танцы» — сборник народной танцевальной музыки различного происхождения в обработке Антонина Дворжака. Изначально написанные для фортепиано в четыре руки, они почти сразу были оркестрованы автором. «Славянские танцы», как пишут критики, «отличают динамичность развития, полного увлекательных «неожиданностей», изобретательность композиции, широта симфонического дыхания, но главное — поэтическое претворение танцевальных образов, в которых отразились жизнь, быт, характер народа».
Крупнейший представитель греческого музыкального авангарда первой половины XX века Никос Скалкотас тоже не смог устоять перед обаянием народного музыкой. Наряду с атональной Скалкотас писал и тональную музыку, из которой наиболее популярны «36 греческих танцев» для оркестра, где композитор широко использовал фольклорные и популярные греческие мелодии, либо стилизовал их в народном духе.
Национальные танцевальные мелодии в обработке композиторов-классиков являются хитами до сих пор. В этом слушатели могут убедиться, посетив концерт Красноярского камерного оркестра в Доме офицеров 26 ноября.
Программа:
Б. Барток Румынские танцы
Н. Скалкотас Греческие танцы
А. Дворжак Славянские танцы
Й. Брамс Венгерские танцы
Э. Григ Норвежские танцы