Премьера Квинтета Брамса в Красноярске
Солист – Фёдор Белугин (альт, Москва)
Дирижёр – Михаил Бенюмов
В программе:
И. Брамс Квинтет соч. 115 (транскрипция для альта с оркестром) премьера в Красноярске
Э. Григ сюита "Из времён Хольберга"
В Органном зале к 180-летию Иоганнеса Брамса состоится красноярская премьера одного из последних шедевров композитора – Квинтета си минор соч. 115.
В исполнении лауреата международных конкурсов Федора Белугина (альт, Москва) и Красноярского камерного оркестра это сочинение прозвучит в транскрипции для альта с оркестром. Завершит концерт знаменитая «Хольберг-сюита» Эдварда Грига. Дирижер — заслуженный деятель искусств РФ Михаил Бенюмов.
Идея соединения этих сочинений в одной программе возникла не только по причине юбилейных дат Брамса и Грига, но и потому, что оба сочинения сыграли в жизни и того и другого композитора сходную роль. Оба они были написаны после длительного молчания и знаменовали собой возвращение вдохновения и выход из кризиса.
Летом 1890 года Иоганнес Брамс внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность. Он пришел к решению, что все свои самые великие произведения он уже написал. Однако, тесная дружба с Рихардом Мюльфельдом, одним из выдающихся кларнетистов своего времени, пробудила в нем желание написать свои последние крупные камерные сочинения — кларнетовое «Трио, соч. 114», кларнетовый «Квинтет си минор, соч. 115» .Оба произведения вызвали восхищение его друга, великого скрипача Йожефа Иоахима, который сразу включил их в программу своего ближайшего концерта. В первый раз в жизни Иоахим отступил от своего непреложного принципа исполнять произведения, написанные только для струнных инструментов. Впоследствии в трио, и в квинтете, сольная партия кларнета, с благословения Брамса, часто исполнялась солирующим альтом.
Довольно долгий период бездействия пережил и Григ. Прежде чем композитор вновь возьмет разбег для полноценного творчества в 1886 году, он сумеет собрать силы для создания лишь одного сравнительно небольшого сочинения — сюиты «Из времен Хольберга» соч. 40. Небольшого — но зато какого! Прямым поводом к ее созданию явились торжества в честь двухсотлетия со дня рождения Людвига Хольберга. Универсальность личности поэта, его остроумие, сатира — все это оказалось чрезвычайно близко Эдварду Григу, и он радовался возможности поиграть со старыми образцами, придать им что-то свое, личное. Взяв за основу жанр танцевальной сюиты времен Куперена и Рамо, Григ воссоздал наиболее характерные музыкальные формы эпохи Хольберга. Строгость французского классицизма плюс романтический язык изложения — вот формула изящного обаяния этой музыки.
Федор Белугин — яркий представитель нового поколения музыкантов, сочетающий в своей игре лучшие традиции «советской школы» и современные тенденции исполнительства XXI века. Федор с успехом совмещает сольную концертную деятельность, преподавание в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской Академии музыки имени Гнесиных, одновременно являясь участником и одним из основателей струнного квартета имени Д. Ойстраха.
Федор родился в 1982 году в Сибири, в Красноярске −26. Первым учителем стал его отец, Жорес Николаевич Белугин. Далее, Федор продолжил свою учебу в Красноярске, в классе Заслуженного артиста России профессора М.И. Бенюмова. С 1998 по 2001 студент музыкального колледжа при МГК имени П.И. Чайковского (класс Кесельман М.И.) В 2001г. поступает в Московскую консерваторию в класс профессора Г.И. Одинец по специальности альт, класс камерного ансамбля профессора И.М. Кандинской и класс квартета профессора А.А. Шишлова.
Стремительный рост творческой деятельности Федора Белугина связан со временем окончания Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 2005 г., еще будучи студентом, Федор был приглашен в состав Государственного квартета им. Д.Д. Шостаковича, где проработал до 2011 года. В 2006 г. Федор поступает в аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора И.М. Кандинской) и одновременно начинает преподавать класс квартета. В те же годы Федор становится победителем международного конкурса «Классическое наследие» в двух номинациях — соло и камерный ансамбль и стипендиатом фонда «Русское исполнительское искусство».
В 2008 году Федор добивается международного признания — вместе с пианистом Александром Осмининым Дуэт получает 1-ю премию на 5-ом международном конкурсе «Swedish International Duo competition». После этой победы начинается активная концертная деятельность Федора в качестве солиста. В 2009 году Дуэт Белугин и Осминин участвует во всероссийском гастрольном туре, сыграв более 40 концертов в лучших концертных залах страны от Мурманска до Южно-Сахалинска. Помимо этого, стремительно растет география зарубежных гастрольных выступлений. Это Германия, Франция, Бельгия, Хорватия, Словения, Сербия, Македония, Польша, США, Швеция, Италия.
Творческое общение на сцене связывают Федора с такими музыкантами как с Н. Гутман, А. Рудин, И. Кандинская, Э. Вирсаладзе, А. Баранов, Г. Жислин, В. Крайнев, А. Бондурянский, В. Иванов, М. Уткин. Т. Алиханов, С. Кравченко, П. Верников, С. Гиршенко. С дирижерами: М. Бенюмов, П. Беллуджи, Т. Курентзис Е. Бушков,С. Штрелле, М. Аркадьев, И. Лерман, А. Воронцов.
В 2011 году Федор становится участником и одним из основателей струнного квартета, в состав которого вошли: победитель последнего конкурса скрипачей имени Королевы Елизаветы Андрей Баранов, Народный артист России, лауреат Государственной премии Сергей Пищугин и виолончелист, лауреат международных конкурсов Алексей Жилин. В 2012 году, благодаря поддержке семьи Давида Федоровича Ойстраха, квартет был удостоен имени этого выдающегося музыканта.