Старина и современность

bg-news

«Старина и современность»

Исполнители:

Красноярский камерный оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный деятель искусств РФ Михаил Бенюмов)

Солист – Марина Гаджиева (скрипка)

Дирижёр – Николай Балышев

Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди — исполины мировой музыки. Очень, разные, но в тоже время очень похожие. Несмотря на то, что сегодня Баха и Вивальди признаны, как две бесспорные вершины удивительно-прекрасной эпохи барокко, а их творчество считается апогеем достижения немецкой и итальянской музыки, оба были на какое-то время забыты после окончания своего земного пути. Современники, но они никогда не виделись. Тем не менее, их судьбы сплелись причудливым образом: лейпцигский кантор Бах высоко ценил творчество мятежного рыжего аббата Вивальди, создав целый ряд гениальных транскрипций для органа его концертов. Именно благодаря баховским переложения имя Вивальди было извлечено из небытия. Одно из таких произведений Вивальди, полюбившиеся Иоганну Себастьяну -- Кончерто гроссо ре минор – будет представлено в программе «Старина и современность». Также прозвучат сочинения выдающегося композитора позднего Ренессанса Клаудио Монтеверди.

Вторая магистральная линия концерта – музыка ХХ и ХХI веков. Казалось бы, целая вечность разделяет современных композиторов и авторов, творивших несколько столетий назад. На первый взгляд, представители авангардных течений и барочные композиторы бесконечно далеки друг от друга... И все же связь между ними крепка и неразрывна. Так, например, в эпоху Просвещения, когда музыка постепенно становилась светской, отделяясь от церковной, многие называют Баха последним композитором, который своими сочинениями славит Бога «во струнах и органе», а не ищет самовыражения. Подобное можно сказать и о творчестве самого исполняемого современного автора Арво Пярта. В 1991 году он пишет «Песни Силуана» -- музыкальная композиция построена на словах преподобного Силуана Афонского «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу его. Как мне Тебя не искать?», но при этом сами слова не произносятся, а спрятаны в текст и настроение музыки.

В программе также прозвучат произведения Васкса и Галынина. О последнем хотелось сказать особо. Имя Германа Галынина – последователя Шостаковича и Мясковского -- пик творческой активности которого пришелся на 40-50 году ХХ века, вспоминают сегодня не часто. Но встреча с музыкой этого истинно русского художника, с глубоким, острым и современным взглядом на мир, всегда особое событие для любителей академического искусства. В Красноярске впервые будет исполнена его Сюита для струнного оркестра.

За дирижерским пультом -- Николай Балышев. Маэстро -- выпускник Красноярской академии музыки и театра по специальности «Хоровое дирижирование». Работал хормейстером и дирижёром в хоровом ансамбле солистов «Тебе поемъ» под руководством Константина Якобсона. С 2017 года – дирижёр Красноярского музыкального театра. С 2022 года – заместитель художественного руководителя по музыкальной части в Красноярском ТЮЗе: одна из последних работ Николая Балышева – драматическая опера «Жанна Д`Арк» - нашумевшая премьера прошлого сезона.

Программа:

К. Монтеверди Синфонии и ритурнели из оперы «Орфей»

А. Вивальди Кончерто гроссо ре минор

И. С. Бах Органная прелюдия и фуга

Г. Галынин Сюита для струнного оркестра (впервые в Красноярске)

А. Пярт Песнь Силуана

П. Васкс Lonely Angel для скрипки и струнного оркестра